Содержание
Общеизвестно, что ребёнку изучение второго языка даётся значительно проще, чем взрослому человеку. Но в какой момент имеет смысл отдавать ребёнка на кружок иностранного языка? С момента рождения? Одномоментно вместе с постижением родного? Или когда у ребёночка начнёт хорошо получаться говорить на родном? А может быть еще позже, уже на занятиях в школе? Может ли навредить ребёнку ранее изучение второго языка?
На эти вопросы мы постараемся ответить в сегодняшнем материале.
Когда малышу стоит начинать постигать второй язык
Многие специалисты утверждают, что не имеется единственного правильного ответа, когда же именно стоит начинать обучение иностранному языку. Все дети имеют индивидуальные скорость и особенности развития. Есть случаи, когда некоторые малыши не начинают говорить даже на родном языке до четырёх, а по некоторым данным и до пяти лет, при этом данную особенность далеко не всегда имеет какую-либо связь с нарушением развития какой-либо системы малыша. Конечно же, в подобном случае об изучении иностранного языка и говорить не приходится. Однако бывает и обратная ситуация: к трём годам ребёнок может уже неплохо владеть первым языком. Тогда при желании родителей ребёнок уже может начать делать первые шажки в освоении второго языка.
Особенности строения мозга маленького ребёнка
Специалисты по физиологии выяснили, из-за чего малышам дошкольного возраста даётся значительно проще изучение иностранного языка. Каждую секунду у ребёнка создается не менее миллиона новых нейронных соединений (синапсов), больше, чем в какой-либо другой промежуток жизни. (2)
У малыша, вплоть до школьного возраста, образуется огромнейшее кол-во синапсов, большая часть из которых впоследствии погибает, по мере взросления ребёнка. Поэтому, можно утверждать, что развитие мозга у ребёнка – это не только появление новых синапсов и нейронов, но и отсечение неиспользуемых и ненужных. Головной мозг малыша создаёт намного больше связей, чем взрослый человек, однако большая часть таких связей уничтожается уже к первому классу.
Где-то с 6 месяцев малыши фиксируют, насколько часто взрослые используют в своем лексиконе какие-то определенные слова, как правильно произносятся звуки родного языка, запоминаются первые слова. До шести-семи лет ребёнок находится в “сенситивном периоде” – это время, в котором мозг малыша очень чувствителен к новой информации и способен впитывать большое количество этой информации. И в случае если в этот промежуток до шести-семи лет мозг малыша не получает жизненно необходимую информацию и не обучается первым навыкам, сензитивный период может пролонгироваться, однако он всё же не способен длиться бесконечно – в какой-то момент «окно» закроется и начнёт происходить отсечение некоторой информации. Этот факт объясняет почему мы все так хорошо знаем наш первый язык. Соответственно постижение второго языка (особенно уже совсем в более взрослом возрасте) дается сильно труднее, а для некоторых людей становится вообще почти нереализуемой задачей.
Но стоит отметить, что мозг любого человека функционирует таким образом, что он отсеивает только бесполезную, не используемую информацию. Любые знания хранится в памяти человека до того времени, пока ими пользуются, пока эта информация необходима. Второй язык требуется учить постоянно, без больших перерывов, регулярно освежать знания. Иначе словарный запас начнёт в короткий срок забываться, а в голове ребёнка останутся лишь простые базовые фразы. Поэтому, начиная обучение иностранному языку в раннем детстве, необходимо не забывать и о поддержке знаний. Конечно, даже если ваш ребёнок в детстве получил базовые знания об языке, а потом забросил его, то в будущем всё равно придётся значительно проще, но всё же будет наиболее правильным вариантом, если ребёнок временами будет продолжать заниматься — ведь тогда “второй раз” начинать освоение иностранного языка точно не придётся.
В каком возрасте может быть вредно начинать учить иностранный язык?
Сегодня в некоем тренде отправлять совсем маленьких детей заниматься на уроки иностранного языка. Бывают случаи, когда родители пробуют обучить языку годовалых, а в отдельных случаях даже шестимесячных малышей. Используются разные методики: родители демонстрируют им листочки с незнакомыми словами, заставляют смотреть мультфильмы с оригинальной озвучкой, поют им иноязычные песенки. Спрашивается, что в данном подходе не так? Специалисты по развитию речи не советуют начинать обучение иностранным языкам как минимум до той поры, пока маленький человек сперва не освоит свой родной язык (не касается билингвов, которые живут в двуязычном окружении).
Как и где начинать изучать иностранный язык ребёнку
Нужно отдавать себе отчёт в том, что обучение малышей до школы – непростое занятие. При ошибочном выборе преподавателя ребёнка ждут чрезмерные нагрузки, слишком большое количество информации и монотонные лекции — всё это плохо отзывается на подрастающей детской психике. В самом хорошем варианте малыш просто не будет иметь мотивации и желания таким образом изучать язык. В худшем случае не сумев оправдать ожиданий мамы и папы, может закрыться в себе. Такой малыш будет несчастлив, у него будет низкая самооценка. Это может замедлить его социализацию и вырабатывание эмоционального интеллекта, снизить желание узнавать что-нибудь новое.
Поэтому настоятельно рекомендуем уделять отдельное внимание выбору того самого преподавателя для ребёнка. Педагоги, преподающие дошкольникам, обязаны иметь определенную квалификацию, не только превосходно знать язык, но и иметь опыт преподавания маленьким детям. Одновременно с этим, изучение второго языка должно проходить в дружелюбном и игровом формате, в идеале с комбинированием разнообразных подходов и методик на протяжении всего занятия.
Большое внимание имеет смысл отводить и восприятию ребёнка, то есть периодически смотреть на изучаемом языке мультики, читать, петь детские песни (3). Когда применяется такой комплексный и мягких подход, ребёнку начинает нравиться иностранный язык и впоследствии он с большим удовольствием продолжит его постигать. В будущем у таких детей, как правило, отсутствуют проблемы, с которыми обычно встречаются многие ученики, решившие начать изучение иностранного языка в сравнительно более позднем возрасте.
Стоит отметить, что большим преимуществом при освоении второго языка будут совместные групповые уроки. (4) Малыши могут вместе играть, помогать друг дружке, пытаться общаться и заводить друзей. В такой атмосфере постижение второго языка будет являться интересным и затягивающим времяпровождением, которого дети будут ждать в промежутках между занятиями.
Что нужно ребёнку для успешного изучения языка
Затрагивая тему изучения иностранного языка дошкольником, имеется в виду скорее первичное ознакомление с языком, нежели его полноценное изучение (хотя и тут для отдельных одарённых малышей могут быть исключение). Поэтому почти всегда такие сложные разделы языка как грамматика, изучение частей речи или правописание дошколята не затрагивают. В таком маленьком возрасте малышам можно развивать чувство языка, закладывать в них базовую основу языка, строя крепкий и надёжный фундамент для более глубокого постижения языка во взрослом возрасте.
При подборе кружка нужно уточнять по какой методике дети будут изучать язык. В случае если вам предлагают какую-то новую и экспериментальную методику, то имеет смысл задать несколько вопросов о ней, а так же почитать об этой методике в интернете.
Одной из наиболее популярных и известных техник является методика Зайцева (5). Данный метод сперва зарекомендовал себя при обучении чтению маленьких детей, уже после — при изучении иностранного языка. Методика подходит для малышей минимум с 3-х летнего возраста, но чаще с 4 или 5 лет. Концепция исходит из того, что дети играются в кубики, на сторонах которых изображены не буквы, а слова и слога. Такие кубики отличаются между собой по массе, цвету, иногда даже по издаваемым звукам. Такая методика позволяет детям понять как правильно строить предложения и сохранять требуемый порядок слов.
Другой популярный метод обучению иностранного языка — игровой.
Уроки по такой методике проходят, например, таким образом: педагог располагает возле деток фигурки знакомых животных или бытовых предметов. Затем он произносит их названия на иностранном языке, а малыши после должны пытаться повторить за ним. После чего дети рисуют этот предмет и стараются вспомнить его название на изучаемом языке. После того как малыш таким способом выучивает примерно 50% названий, педагог начинает пытаться построить вместе с малышом простенький диалог. Таким образом ребята со временем постигают произношение и устную речь.
Бонус: дети билингвы
Наиболее легко осваивают второй язык те малыши, которые находятся в билингвальном окружении (то есть когда кто-то в семье разговаривает на родном языке, а кто-то другой – на втором). В таком случае ребенок начинает понемногу понимать два языка уже с 6 месяцев. Такая ситуация часто происходит с теми, кто переехал. Например, если семья иммигрировала в Германию, то внутри семьи все общаются на родном, а вне дома ребёнка окружает другой язык, поэтому такие детки (как правило, чуть медленнее, в сравнении с обычными детьми) хорошо постигают сразу два языка, и, что не менее важно, в будущем не путаются в них.
Поэтому если вы хотите попробовать вырастить таким способом ребёнка-билингва, то для этого нужно окружить его двуязычной средой. То есть, мама может общаться с ребёнком на родном языке, а отец – общаться только на иностранном. В ситуации, когда родители ребёнка не владеют или плохо знают иностранный язык, то выходом из такой ситуации будет взять няню, которая идеально знает нужный вам иностранный язык.
Вывод
Методик и способов изучения иностранного языка очень много, и определяться нужно исходя из возраста и индивидуальных особенностей развития вашего чада. Помните, что малышу должно быль интересно изучать второй язык, занятия не должны восприниматься как еще одна “обязаловка”, которую ребёнок должен перетерпеть по воле родителей.
Мы пытались дома создать двуязычную атмосферу, но сдались слишком рано. Поэтому нашим спасением стал детский сад на английском языке
Спасибо за статью
Спасибо, что прочитали❤️
А взрослому как выучить, подскажите?
Специализируемся на детях) Однако, некоторые школы из нашего каталога оказывают образовательные услуги и для взрослых.